Жанр духовой музыки

В российской кампании у моего войска было два главных врага: морозы и русская военная музыка
Наполеон Бонапарт

Духовая музыка в России — это уникальное явление с богатой историей, насчитывающей около 300 лет развития исполнительской школы. Корни искусства игры на духовых инструментах уходят в глубокое прошлое и связаны, с одной стороны, с народным музыкальным творчеством и, с другой, — с применением народных духовых инструментов в церемониальной, обрядовой и военной музыке. Светское музыкальное искусство в России вплоть до XVIII века развивалось как прикладной жанр, связанный с театральными действами.В XVII веке, во времена правления царя Алексея Михайловича, театральные мистерии проходили в сопровождении небольшого ансамбля, в составе которого были рога, рожки, сопели. На них играли музыканты иностранцы и дворовые люди. Новый этап развития исполнительства на духовых инструментах в России приходится на XVIII столетие и связан с просветительской деятельностью Петра I, видевшего в духовой музыке средство для укрепления воинской дисциплины и подъема морального и боевого духа войск.

Музыка удваивает, утраивает армию. С распущенными знаменами и громогласной музыкой взял я Измаил.
Александр Суворов

Первые военные оркестры возникли при образовании первых российских полков — Семеновского и Преображенского. Именно эти оркестры играли на парадах в честь победы в Северной войне, а марш Преображенского полка стал со временем неофициальным гимном Российской Империи. На царскую службу приглашаются иноземные виртуозы трубачи и валторнисты, начинается подготовка отечественных музыкантов‑исполнителей на духовых инструментах, обогащается репертуар, повышается исполнительное мастерство.

Заметное влияние на развитие исполнительства на духовых инструментах оказали музыканты крепостных капелл и оркестров. Лучшим считался театр графа Н. П. Шереметева, который располагался сначала в Кусково, а потом — в Останкино. В школе, организованной при театре Шереметева, детей крепостных обучали не только пению и танцам, но и игре на духовых инструментах. Во времена царствования Елизаветы Петровны отличившиеся в боях полки стали наряду со знаменами и орденами награждать серебряными георгиевскими трубами как символами воинской доблести и славы. Эта традиция надолго закрепилась в российской армии. Военно-патриотическое и социально-культурное значение военной музыки особенно возросло в период русско-турецких войн. В период царствования Екатерины II произошло увеличение штатов полковых оркестров.

В городском саду играет Духовой оркестр. На скамейке, где сидишь ты, Нет свободных мест...
А. Фатьянов

Развитие музыкального искусства в начале XIX века во многом определилось событиями Отечественной войны 1812–1814 гг. Военные марши, звучавшие во время сражений, стали символами доблести российского войска. Патриотический порыв, рост национального самосознания, связанный с освободительной войной против Наполеона, ярко проявился в сфере военной музыки.

А духовой оркестр играл волшебно печальный вальс, и такты, которые мягко отбивал пыхтящий турецкий барабан, улетали за предел катка, отдаваясь в бриллиантово освещенных витринах Дерибасовской. И в душе моей было нечто такое щемящее, что я готов был заплакать от счастья...
Валентин Катаев

В начале XX века в России было уже достаточно большое количество военных духовых оркестров, а при советской власти они стали развиваться ещё более активно. В СССР духовые оркестры с 30-х годов появились почти при всех Дворцах культуры, клубах, заводах, ЖЭКах, фабриках, воинских частях, отделениях милиции и пожарных командах. Чаще всего состав этих оркестров был любительским. В годы Великой Отечественной войны духовые оркестры выступали с концертами по радио и на передовой, поднимая боевой дух солдат. В репертуарах военных оркестров преобладали произведения отечественных композиторов, а также народная музыка, но основой репертуара оставались марши. В послевоенные годы и вплоть до 1980х гг. духовая музыка оставалась на авансцене отечественной культуры. В это время заметно расширился репертуар, было издано множество методической литературы.

Сегодня в Москве активно работают музыкальные училища и колледжи, функционирует большое количество симфонических и оперных коллективов, камерных и духовых оркестров, продолжается активная концертная деятельность ведущих исполнителей практически всех духовых специальностей. Все это вселяет надежду на то, что в XXI столетии российское искусство игры на духовых инструментах, являющееся неотъемлемой частью отечественной музыкальной культуры, будет успешно развиваться и достигнет еще более высокой степени совершенства.